Читатели...

пятница, 31 июля 2009 г.

Эммануэль

Триумф XXX


Конечно, лента Жюста Жэкина вышедшая в далёком 1974 году давно уже является признанной классикой эротического кино. Секса тут предостаточно, но давайте остановимся на других, чуть менее значимых деталях. Общеизвестная «Эммануэль» длиной в 90 минут в отличие от трёхчасовой раритетной версии — это в большей степени кино, нежели полностью эротика. Здесь довольно много диалогов, значительная часть уделена сценам неэротического содержания, имеются классические драматические/мелодраматические эпизоды.

Есть мнение, что Жюст Жэкин нащупал «нерв эпохи» — сделал фильм о том, что уже давно наболело. Об элите, получившей все блага цивилизованного общества и предающейся поиску новых путей получения удовольствий. В среде этих великосветских эстетов сформировалась своя философия. Смысл жизни они находят в удовлетворении потребностей. Красивые дома, дорогие машины, тусовки, обязательное содержание любовников/любовниц… Но они забывают одну истину: для получения бо́льших наслаждений необходимо себя ограничивать. Как следствие — возникает пресыщение, скука. Заполнить душевную пустоту можно лишь ещё более беспорядочными половыми связями. Больше значит лучше. «Любовь пар должна быть забыта, мужчине и женщине нужен кто-то третий» (говоря цитатой из фильма).

Всё так. Жюст Жэкин изобразил именно такое общество, но не так как того хотелось бы. Не как того требует здравый смысл. Кажется вот он, портрет безобразной и зажравшейся знати, не знающей чем ещё себя утешить. Такое кино должно одёргивать зрителя, указывать не бессмысленность и пустоту жизни тех, кому есть дело только до физического удовлетворения. Но этот фильм вовсе не такой. Здесь хорошо все то, что сверх меры, а праздность воспевается, она тождественна смыслу жизни.

Ложные идеи в фильме намеренно поданы как единственно верные. Дипломатический корпус таиландского посольства существует в каком-то прекрасном и нереальном мире. Беззаботная, почти райская жизнь и покой его сладострастных обитателей не могут быть нарушены ничем извне. И эта иллюзия, что самое прискорбное, создаёт ощущение правды. Снят фильм красиво. Правда, после просмотра там отчаянно хочется побывать. Т. е. в этом кино развратная жизнь богемы — идеал, к которому нам, как и героине фильма, хочется стремиться. Такую ли идею должен содержать хороший фильм?

Сильвия Кристель исполнила роль этой самой Эммануэль, чем на всю жизнь себя и прославила. Лицо правильных пропорций и красивое тело — это, так сказать, плюсы. Зато выдающейся актёрской игрой Кристель не блещет, хотя это и не требуется. Особенно в начале фильма, когда Эммануэль ещё вся такая скромница-затворница заметно как фальшивит актриса. Не тянет она на невинную/закомплексованную девушку-простушку. Никак.

Сложно представить себе человека, который никогда бы не слышал главной музыкальной темы из этого фильма. Саундтрек Пьера Башле поистине обессмертил «Эммануэль». Даже спустя столько лет после выхода картины, трек «Emmanuelle Theme» регулярно звучит на радио, оказывается в репертуаре всевозможных музыкальных коллективов, успешно продаётся, включаемый в компиляции «Самых романтичных песен XX века», на CD. Но хотелось бы обратить внимание читателей и на другие композиции. Например, во время сцены в ночном клубе играет весёлая мелодия в стиле рокабилли, солирует саксофон. А вместе с превосходно поставленным танцевальным номером звучит это по-настоящему зажигательно.

Несмотря на некоторые признаки «нормального кино» эротика в «Эммануэль» всё-таки доминирует над всем остальным. Да, эротика — это, пожалуй, то, что и должно побуждать к просмотру. Хотя и в этом жанре «Эммануэль» тоже далеко не эталон. Найти фильм, гармонично сочетающий содержательность кино и всю красоту эротических сцен мне снова не удалось. Замысел картины, даже если он и был актуален во времена бунтарских 70-х, ныне утопичен. В жизни недостаточно руководствоваться выдвигаемыми в фильме поверхностными идеями стремления к радости и удовольствию.

Слава этой картины, породившей за собой бесконечную череду практически идентичных фильмов, сильно преувеличена. Возможно потому, что это был первый эротический фильм, привлёкший внимание широкой общественности, а скорее из-за того, что он оказался снят вовремя и к месту. Когда в моду вошли китч и безвкусица, набрали силу молодёжные движения — от панков до хиппи, лента малоизвестного фотографа, довольно пикантная и в меру провокационная, моментально стала символом сексуальной революции. И на этом, увы, достоинства картины исчерпываются. 35 лет спустя «Эммануэль» уже не несёт ничего особенного, необычного, революционного. Осталась лишь скучная эротика.

5 из 10

Комментариев нет:

Отправить комментарий