«Мы сделаем из него героя, даже, если он об этом не мечтал»
«Люди умирают от героина,
Люди умирают на фабриках.
Всем до фени, если Альдо Моро тоже умрёт!» ©
17 марта 1978 года террористы из Красных бригад похитили бывшего премьер-министра Италии, христианского демократа Альдо Моро. Устроив засаду, они убили пять телохранителей, и схватили его самого. Похищение Моро террористы хотели использовать для давления на итальянское правительство, с целью официального признания группировки «Красные бригады» в качестве повстанческого движения. Альдо Моро писал из заточения отчаянные письма своей семье, близким друзьям, политическим соратникам, умоляя о начале переговоров. Даже Папа Римский Павел VI предлагал себя в заложники вместо Моро. Продержав пленника в течение 56 дней, Красные бригады пришли к окончательному выводу, что правительство не вступит в переговоры, и приняли решение убить Альдо Моро.
Это исторические факты, зритель их знает, а главная героиня фильма — Кьяра, одна из участниц похищения, разумеется, нет. Есть похищение и есть убийство — события реальные, но ни один учебник по истории не расскажет о том, что творится в голове члена террористической группировки, а это и показывает фильм. Зритель видит историю глазами молодой девушки, восхищающейся ложной романтикой социализма и грезящей чёрно-белыми снами о светлых идеях коммунистов. Кьяра являет собой нетривиальный персонаж для кино и одновременно самый обычный для реальной жизни. Главную героиню невозможно ненавидеть, ведь она, будучи воспитана в среде коммунистов, не имела иного выбора жизненного пути.
Два месяца заключения, трогательные письма заложника на свободу и невнятные попытки правительства освободить пленника… А Моро и не думает сопротивляться, с христианским смирением, достойно, принимая все перипетии судьбы. Девушка, постоянно наблюдающая за Альдо Моро, проникается симпатией к пленнику и даже начинает сомневаться в правильности своих убеждений. Красные бригады выносят Моро помпезный в сочетании с бессмысленностью смертный приговор. Последнее послание пленника, наконец, открывает Кьяре глаза. Теперь ей больше не снятся идиллические сны, теперь она не видит разницы между действиями своих соратников и деяниями фашистских расстрельных бригад. Да, теперь наша героиня осознаёт весь ужас ситуации, понимает, что заблуждалась, но разве она может что-либо изменить?
«Здравствуй, ночь» завораживает удачно подобранными архивными вставками и общей печальной камерной документальностью. Поэтичный фильм, снятый уверенной рукой Марко Беллочио, в тему озвученный музыкой Пинк Флойд, лёгкими наигрышами Шуберта и нашей «Катюшей», исполненной правда по-итальянски, тем не менее, целиком исторически-достоверным не является. В размышлении о природе терроризма важна не чёткая последовательность исторических фактов, а умение правильно обыграть ситуацию, сказать намного больше и честнее, чем об этом можно узнать из документальных источников, в конце концов, это психологическая драма, а не историческая реконструкция.
В первую очередь Беллочио снял фильм, актуальный сегодня, далеко отодвигающий предубеждение об абстрактных злодеях-экстремистах в чёрных, с прорезями для глаз, масках. Здесь они самые обычные, способные на нормальные чувства, на осмысление своих поступков, люди, которых сложно отличить от всей остальной человеческой массы. В этом фильме террористы предстанут перед нами существами сомневающимися, неуверенными в своей правоте, вынужденными обстоятельствами идти на подобное зло. Есть только четверо усталых молодых людей, подавленных и растерянных, самих оказавшихся в заложниках у куда более значительных сил.
Надолго западает в память смиренный и печальный взгляд Роберто Херлицки, исполнителя почти что бессловесной роли Альдо Моро, безобидного и безоружного старика, оказавшегося в плену. Сам Роберто Херлицка внешне очень похож на своего героя, достаточно взглянуть на архивные фотографии Моро, но в «Здравствуй, ночь» он также, неслучайно удостоенный множества национальных наград, демонстрирует просто пронзительную актёрскую игру.
Эта депрессивная итальянская лента, повествующая о времени Красных бригад, оборачивается глубоким киноразмышлением на тему терроризма. Когда в душе лишь опустошённость и беспомощность все тончайшие линии фильма переплетаются в завораживающий и ошеломляющий финал. Концовка фильма по своей силе равна силе шедевров. Доброе утро, ночь!
10 из 10
Комментариев нет:
Отправить комментарий