Читатели...

понедельник, 3 августа 2009 г.

Здравствуй, ночь

«Мы сделаем из него героя, даже, если он об этом не мечтал»

«Люди умирают от героина,
Люди умирают на фабриках.
Всем до фени, если Альдо Моро тоже умрёт!» ©

17 марта 1978 года террористы из Красных бригад похитили бывшего премьер-министра Италии, христианского демократа Альдо Моро. Устроив засаду, они убили пять телохранителей, и схватили его самого. Похищение Моро террористы хотели использовать для давления на итальянское правительство, с целью официального признания группировки «Красные бригады» в качестве повстанческого движения. Альдо Моро писал из заточения отчаянные письма своей семье, близким друзьям, политическим соратникам, умоляя о начале переговоров. Даже Папа Римский Павел VI предлагал себя в заложники вместо Моро. Продержав пленника в течение 56 дней, Красные бригады пришли к окончательному выводу, что правительство не вступит в переговоры, и приняли решение убить Альдо Моро.

Это исторические факты, зритель их знает, а главная героиня фильма — Кьяра, одна из участниц похищения, разумеется, нет. Есть похищение и есть убийство — события реальные, но ни один учебник по истории не расскажет о том, что творится в голове члена террористической группировки, а это и показывает фильм. Зритель видит историю глазами молодой девушки, восхищающейся ложной романтикой социализма и грезящей чёрно-белыми снами о светлых идеях коммунистов. Кьяра являет собой нетривиальный персонаж для кино и одновременно самый обычный для реальной жизни. Главную героиню невозможно ненавидеть, ведь она, будучи воспитана в среде коммунистов, не имела иного выбора жизненного пути.

Два месяца заключения, трогательные письма заложника на свободу и невнятные попытки правительства освободить пленника… А Моро и не думает сопротивляться, с христианским смирением, достойно, принимая все перипетии судьбы. Девушка, постоянно наблюдающая за Альдо Моро, проникается симпатией к пленнику и даже начинает сомневаться в правильности своих убеждений. Красные бригады выносят Моро помпезный в сочетании с бессмысленностью смертный приговор. Последнее послание пленника, наконец, открывает Кьяре глаза. Теперь ей больше не снятся идиллические сны, теперь она не видит разницы между действиями своих соратников и деяниями фашистских расстрельных бригад. Да, теперь наша героиня осознаёт весь ужас ситуации, понимает, что заблуждалась, но разве она может что-либо изменить?

«Здравствуй, ночь» завораживает удачно подобранными архивными вставками и общей печальной камерной документальностью. Поэтичный фильм, снятый уверенной рукой Марко Беллочио, в тему озвученный музыкой Пинк Флойд, лёгкими наигрышами Шуберта и нашей «Катюшей», исполненной правда по-итальянски, тем не менее, целиком исторически-достоверным не является. В размышлении о природе терроризма важна не чёткая последовательность исторических фактов, а умение правильно обыграть ситуацию, сказать намного больше и честнее, чем об этом можно узнать из документальных источников, в конце концов, это психологическая драма, а не историческая реконструкция.

В первую очередь Беллочио снял фильм, актуальный сегодня, далеко отодвигающий предубеждение об абстрактных злодеях-экстремистах в чёрных, с прорезями для глаз, масках. Здесь они самые обычные, способные на нормальные чувства, на осмысление своих поступков, люди, которых сложно отличить от всей остальной человеческой массы. В этом фильме террористы предстанут перед нами существами сомневающимися, неуверенными в своей правоте, вынужденными обстоятельствами идти на подобное зло. Есть только четверо усталых молодых людей, подавленных и растерянных, самих оказавшихся в заложниках у куда более значительных сил.

Надолго западает в память смиренный и печальный взгляд Роберто Херлицки, исполнителя почти что бессловесной роли Альдо Моро, безобидного и безоружного старика, оказавшегося в плену. Сам Роберто Херлицка внешне очень похож на своего героя, достаточно взглянуть на архивные фотографии Моро, но в «Здравствуй, ночь» он также, неслучайно удостоенный множества национальных наград, демонстрирует просто пронзительную актёрскую игру.

Эта депрессивная итальянская лента, повествующая о времени Красных бригад, оборачивается глубоким киноразмышлением на тему терроризма. Когда в душе лишь опустошённость и беспомощность все тончайшие линии фильма переплетаются в завораживающий и ошеломляющий финал. Концовка фильма по своей силе равна силе шедевров. Доброе утро, ночь!

10 из 10

Комментариев нет:

Отправить комментарий