Читатели...

понедельник, 3 августа 2009 г.

На десять минут старше: Виолончель

Время

«Когда меня не спрашивают, я знаю ответ, но если меня попросят объяснить это кому-нибудь, я понимаю, что ничего не знаю»

Знаем ли мы, что такое Время? Куда, зачем и откуда оно «течёт»? Есть ли «прошлое» и «будущее», или существует только «настоящее»? Постоянно ощущая на себе судьбоносное действе времени, мы ведём его счёт, но так и не дали чёткого ответа на заданные вопросы. Время относительно и неравномерно. Так, для собаки время течёт быстрее, нежели для человека, ибо собачья жизнь короче человеческой…

Кто смог бы объяснить, что же это? Кто смог бы хотя бы на уровне тонких ощущений, объединив различные сферы человеческого знания ответить: Да вот же, «время» — это промежуток между всем и ничем, движение небесных тел или «Время» — всего лишь великая иллюзия…

Самые светлые учёные умы не одно столетие бессильно бьются над этим казалось бы неразрешимым вопросом, значит кому, как не признанным мэтрам кинематографа попытаться снять на кинокамеру своё видение времени. Перед Вами вторая часть сборника короткометражек «На десять минут старше», объединённых между собой музыкой виолончели.

Вас ждёт восемь киноработ, которые в равной степени могут содержать как море глубочайших философских размышлений, так и являться экспериментальными клипами, без потаённого смысла. Поскольку короткометражки объединены лишь общей идеей, оценивать их следует по-отдельности.

«История вод» (реж. Бернардо Бертолуччи)

Фильм начинается с очень удачно экранизированной индуистской притчи. Бертолуччи перенёс действие в наше время, но легко догадаться, что в основе — старинный сюжет. Это не самая лучшая короткометражка в альманахе. Сняв свой фильм по столь древнему сценарию, Бернардо Бертолуччи зачем-то вырезал мораль (в финале), которая в первоисточнике присутствовала. Тем не менее, это достойное начало для фильма, никак не отвращающее от дальнейшего просмотра.

«О времени 2» (реж. Майк Фиггис)

Без сомнения очень экзотичная новелла. Мало того, что экран поделён на четыре одинаковых прямоугольника (такой «полиэкран» мне уже приходилось видеть в мультипликационных работах, но в кино — впервые), так ещё и в каждом из них происходит что-то невообразимое. Старики с телевизорами вместо голов, малыш Уинстон жалуется, что его постоянно задирает Адольф, Марк странным образом перемещается во времени и между экранами. Но по большему счёту мало что понятно. Странные вещи случаются…

«Один миг» (реж. Иржи Менцель)

Фильм Иржи Менцеля представляет собой что-то среднее между документальной хроникой и сентиментальными воспоминаниями. Перед нами вся жизнь чешского актёра Рудольфа Грушински — молодость, образы в кино, глубокая старость — и всё за десять минут. Наблюдать скоропостижное старение талантливого актёра довольно грустно.

«10 минут спустя» (реж. Иштван Сабо)

Десять минут — как мало нужно, чтобы разрушить семейную идиллию — вот основная тема работы Иштвана Сабо. Мирная обстановка праздника неожиданно оборачивается настоящей семейной драмой, к слову снятой очень реалистично.

«Поезд на Нэнси» (реж. Клер Дэни)

На мой взгляд здесь присутствует великолепный по своей оригинальности замысел режиссёра Клер Дэни и блестящая работа актёров. Снятая одним планом сцена беседы двух неизвестных зрителю попутчиков захватывает, хотя к «вопросу времени» разговор имеет весьма отдалённое отношение. Главное здесь «настроиться на волну» — вот и десять минут пролетели.

«Озарение» (реж. Фолькер Шлендорф)

Замечательная новелла «Озарение» заслуживает особого упоминания. Гениальная задумка: представить на экране жизнь людей, увиденную глазами комара. Десять минут бессмысленной жизни являют собой фон, за которым — глубокое философское рассуждение «Исповедь» одного из отцов и учителей Церкви — Августина Блаженного.

«Помешанный на звездах» (реж. Майкл Рэдфорд)

Самая «попсовая» короткометражка сборника. Будущее, девушки-роботы, помешанный на звездах космонавт Сесил (подбор актёра соответствующий — Дэниэл Крэйг). Конечно, лента Майкла Рэдфорда кому-то понравится, но не забывайте: в основе — измусоленная в сотнях фантастических фильмов и сериалов тема о перемещениях во времени и последующих негативных последствиях.

«Во тьме Времени» (реж. Жан-Люк Годар)

Время многолико. Жан-Люк Годар дробит свою ленту на ещё более мелкие части, представляя его последние минуты. И как бы не были хороши семь предыдущих новелл, эта — лучшая. Описывать происходящее здесь бессмысленно, в силу особой подачи материала режиссёром и неотъемлемую зависимость слов от изображения. Пессимистичная работа Годара знаменует собой финал.

Так что же такое время? Это миг, это движение, это жизнь и это смерть, это сознание… Выбирайте, теперь Вы на десять минут старше.

9 из 10

Комментариев нет:

Отправить комментарий