Читатели...

понедельник, 3 августа 2009 г.

Рассекая волны

Фильмом «Рассекая волны» датский кинорежиссёр Ларс фон Триер начал свою знаменитую трилогию «Золотое сердце» («Рассекая волны» — «Идиоты» — «Танцующая в темноте»), наверняка о самых несовместимых сторонах человеческой души: святости и грехе.

«Рассекая волны» обладает особым тончайшим обаянием артхаус-мелодрамы, заставляя даже самую циничную публику переживать и плакать, это фильм эмоциональный и мощный, в равной сте¬пени прельщающий как интеллектуалов, так и рядового зрителя.

Примечательно, что достигнуть такого чудесного эффекта — объять самых разнообразных ценителей кино Ларсу фон Триеру удалось не благодаря новейшим технологиям в компьютерной графике или умелому сочетанию рафинированной любовной истории с драматическими перипетиями судьбы, нет. В основе этой выдающейся работы одно из самых провокационных направлений в кинематографе — «Догма 95», протест против тенденций теперешнего кино.

Современный зритель послушно умиляется летящим на него с экрана 3D болтикам и винтикам, любуется зрелищем разбрызганных по экрану мозгов, попутно поглощая тонны попкорна. Что дальше? Полнейшая деградация? Разве в оболванивании публики конечная цель работы режиссёра? Выступив против негласного правила — возведения в абсолют шлифовки и огранки визуальной составляющей фильма, Ларс фон Триер выдвинул свою философию: согласно манифесту «Догма 95» кино — это реальность.

Практически весь фильм снят на натуре, ручной камерой, будто бы в документальной манере. Все движения камеры ограничены движениями оператора, а источники освещения только естественные. Таким, на первый взгляд, любительским приёмом достигается гипнотизирующий реализм. И раньше, до «Рассекая волны», предпринимались попытки выкинуть из кино всё ненастоящее, не соответствующее реальности, но только у фон Триера правда самая настоящая, выжатая из персонажей и обстоятельств.

Фильм поделён на главы, с простыми и доходчивыми названиями. Коротенькие вставки между главами, будто лубочные картинки нарочитой яркостью образов, контрастируют с мрачной действительностью. Лишь здесь, между главами можно услышать музыку — песни Боба Дилана, Рода Стюарта, Дэвида Боуи, T-Rex, Thin Lizzy, Deep Purple, Брайана Ферри и Roxy Music.

Такой оригинальный подход — скорее всего, дань мелодраме, коей «Рассекая волны», без сомнения, является, однако, без красочных вставок ничто бы не прикрывало злой и циничный язык повествования фон Триера. Действуя жёстко, режиссёр сначала кормит зрителя умиротворяющим пейзажем-фальшивкой, а затем живо возвращает его обратно на землю, в грязную колею сюжета.

С главными ролями блестяще справились Стеллан Скарсгард и Эмили Уотсон. Рассматривать их по отдельности сложно, ведь по сюжету душевное состояние Бесс напрямую зависит от поведения Яна. Конечно, пронзительная игра Эмили Уотсон, даже в снятых максимально откровенно интимных сценах, — первое, что бросается в глаза.

Рассказ о жертвенной любви разворачивается в Северной Шотландии начала 70-х. Минимум действия, максимум сопереживания. В центре сюжета двое влюблённых: скромная девушка из закрытой общины Бесс МакНилл и её возлюбленный Ян Нюман, нефтяник. Ларс фон Триер наделяет свою героиню даром слепой веры в Бога. Стоило только Бесс в молитве попросить о скорейшем возвращении Яна, он возвращается. Искалеченный, парализованный. В больном мозгу Яна рождается страшная идея: а что, если Бесс будет рассказывать ему о своих половых сношениях с другими мужчинами — тогда он сможет помнить, как хорошо им когда-то было. Бесс готова пойти на что угодно, лишь бы Яну ненадолго стало лучше. Доброта убивает.

«Рассекая волны» несёт в себе интересные мысли об отношении добра и зла, затрагивающие религиозные сферы жизни человека. В совершенно невероятном финале фон Триер покусился на самое святое — взял право за Бога определять меру греха. Возможно, человеку верующему идея о кристальной чистоты душе Бэсс, которую не в силах запятнать никакое зло, покажется радикальной, если не кощунственной. Тем не менее «Рассекая волны» — это уже полноправная веха в кинематографе, история, которая может с успехом претендовать на звание самого значительного кинопроизведения 90-х.

9 из 10

Комментариев нет:

Отправить комментарий