Читатели...

понедельник, 3 августа 2009 г.

Че: Часть первая

Команданте навсегда

А у Вас есть футболка с Че?

Он прочно проник в нашу с вами жизнь. Некогда символ революции, а теперь для большинства людей Че Гевара - лишь красивое лицо с футболки. Он превратился из народного героя в хорошо расходящийся товар. Имя и знаменитый во всём мире двухцветный портрет анфас, ставший символом романтического революционного движения теперь можно найти где угодно: в кино и интернете, на витринах магазинов и одежде. По сути Гевара экспортировал в капиталистические страны революцию, экспорт которой он сам всегда отрицал. Экономическую революцию. Теперь он везде. Теперь команданте по-настоящему бессмертен.

Что и говорить - произведений искусства, песен, стихов, фильмов, посвящённых Че не счесть. Но из всего снятого о нём сразу же вспоминается оскароносная лента «Че Гевара: Дневники мотоциклиста». И вспоминается отнюдь не зря. Если поставить картины Уолтера Саллеса и Стивена Содерберга в один ряд то получится своеобразная трилогия о Геваре: фильм Саллеса расскажет про молодость и становление революционера, затем «Аргентинец» про борьбу команданте за свободу Кубы, и, наконец, «Герилья» повествует о гибели команданте в джунглях Боливии. Проект «Че» планировали завершить ещё к 75-летию со дня рождения команданте. У фильма менялись режиссёры, какое-то время планировалось, что фильм будет снимать Теренс Малик, а в итоге у руля встал талантливый американский постановщик Стивен Содерберг. До просмотра также стоит вспомнить, что предыдущая совместная работа Бенисио Дель Торо и Содерберга - «Траффик» принесла обоим по золотой статуэтке американской киноакадемии.

Аргентинец

В первой части фильма за основу взят общеизвестный период жизни Че на Кубе - борьба против диктаторского режима Фульхенсио Батисты. В 1956 году Фидель Кастро разрабатывает дерзкий план. В Мексике он собирает повстанческий отряд в который берёт и аргентинского врача - Эрнесто Гевару. Погрузившись на небольшую яхту «Гранма», сквозь шторм и дождь они берут курс на Кубу. Впереди победы и поражения - горячая борьба за свободу народа Кубы.

Самое важное требование, которому должна подчиняться биографическая лента - соответствие происходящего на экране историческим фактам. Иначе какой же это байопик? Тем более если главный герой является личностью всемирно уважаемой и почитаемой. И в этом плане картина Стивена Содерберга может служить примером, настоящим образцом биографической драмы. Никакой подтасовки фактов, никакого вождения зрителя за нос и никаких отступлений. «Че» - фильм очень серьёзный, но, тем не менее, Содерберг позволяет себе завершить первую часть шуткой в своём фирменном стиле. Не то чтобы становится смешно - просто лёгкая ирония в фильмах Содерберга это такой же неотъемлемый атрибут, как и его операторский псевдоним.

Содерберг сделал байопик не просто о выдающемся человеке. О настоящем Герое. Именно таком, какого зритель себе и представит, услышав прозвище «Че». Человеколюбивый и честный, с бородой пирата лидер, немного грубоватый в обращении с людьми, но всегда справедливый - такой, каким и был настоящий Че. В фильме нет ни слова о личной жизни - например об отношениях команданте с женщинами. Такой ход конечно оправдан: во первых и без того солидный хронометраж четырёхчасовой картины проблематично расширить, не пожертвовав фактами, во-вторых, рассказывая о своём герое не всё, режиссёр оставляет между зрителем и команданте определённую дистанцию.

Большое внимание уделено тому, что говорит Че. В фильме он постоянно поучает повстанцев, проводит брифинги, даёт интервью, размышляет. Таким образом, зритель получает возможность напрямую знакомиться с личностью Че и его мыслями. А Бенисио Дель Торо, заслуживает только похвал в свой адрес. В фильме он выглядит как Че, разговаривает как Че и дерётся как Че. Дель Торо удалось достигнуть удивительного сходства своего героя с оригиналом.

Работа оператора служит прекрасным дополнением к сильной игре Дель Торо. В современном кинематографе часто используется чёрно-белая плёнка для придания изображению прозрачности, документальности. В фильме Стивена Содерберга нет ни единой документальной вставки, хотя выглядит он так, будто часть материала была взята из архивных киноплёнок. Зернистые чёрно-белые кадры и ручная камера - все эти приёмы съёмки использованы во время сцен посещения Че Геварой США. В то же время сцены боёв подкупают правильно выбранными ракурсами, яркой, очень насыщенной картинкой, красочными взрывами и правдоподобными смертями. Конечно фильм не является боевиком в полном смысле этого слова, но там, где отряду повстнцев приходится вступать в схватки с войсками правительства, кинематографическая зрелищность совсм не конфликтует с достоверностью. Реализм происходящего на протяжении всего фильма остаётся на высочайшем уровне.

Чеволюция

Порой начинает казаться, что смотришь не художественный фильм, а что-то из передач канала BBC. Помимо внешнего сходства, т.е. документальной составляющей, вполне типична и цель всего проекта. Очевидно, по замыслу авторов, фильм должен в очередной раз привлечь внимание к Че, поведать общественности о его высоких, общечеловеческих идеалах, храбрости и отчаянной борьбе за свободу угнетаемых народов. Замысел конечно прост, но это ничуть не упрощает зрителю просмотр. Жизнь Че была настолько насыщена событиями, настолько многогранен был этот человек, что даже в четырёхчасовую ленту, поделённую на две самостоятельные части не удалось уложить все факты его жизни. Зрителю необходимо подходить к просмотру хотя бы с частичным багажом знаний по теме, иначе некоторые моменты в фильме вызовут справедливые вопросы.

«Аргентинец» - двухчасовая зарисовка о жизни революционера - полотно во всех отношениях прекрасное, которое с уверенностью можно назвать эталоном биографической драмы. Но этот весь этот фильм - лишь умело нарисованный задник к настоящей жизни Эрнесто Че Гевары.

8 из 10

Комментариев нет:

Отправить комментарий