Читатели...

понедельник, 3 августа 2009 г.

Китайский квартал

«Forget it, Jake - it's Chinatown.»

"Китайский квартал" - это последняя картина Романа Поланского, снятая в США. В центре сюжета Джейк Гиттес - частный детектив, специализирующийся на слежке за неверными супругами. Вскоре он знакомится с женой начальника водоснабжения Лос-Анджелеса Эвелин Малрэй. Так же скоро она становится вдовой при загадочных обстоятельствах. Гиттес берётся за расследование запутанного дела...

Ни восточных персонажей, ни восточного колорита в "Китайском квартале" нет, а название является чисто метафорическим символом беззакония, преступных дел и продажной полиции. Даже единственная финальная сцена, собственно в самом китайском квартале не присутствовала в утверждённом сценарии.

В фильме, возвращающем захватывающую и тревожную эпоху "чёрного кино" присутствуют убийства, инцест и тёмные политические махинации, тем не менее Роман Полански, делает ставку не на сознательное подражание черно-белым картинам 30-х в стиле «ретро», скорее "Китайский квартал" - картина о 30-х годах, увиденная камерой 70-х. И достигается это дотошным воссозданием декораций но никак не имитацией в 70-х техники съёмки 30-х. Фильм безупречно передаёт атмосферу Лос-Анджелеса 30-х годов: машины, костюмы, причёски, интерьеры - не дают ни на минуту усомниться в достоверности происходящего. Помимо этого в "Китайском квартале" уместилось множество отсылок к фильмам 30-х - это и общая мрачная пессимистичная атмосфера и стёртая грань между героем и антигероем, что в полной мере соответствует узким рамкам film noir.

Частный детектив Джейк Гиттес - это аллюзия на детектива Сэма Спэйда (Хамфри Богарт), в образце "чёрного кино" - "Мальтийский сокол" (1941). Эту роль можно без сомнения отнести к одной из лучших у Джека Николсона. Настоящий профессионал, и просто талантливый актёр, он демонстрирует блестящее исполнение в самых сложных эпизодах. Сцена, в которой водяной поток бросает Гиттеса на металлическую решётку, являлась одной из самых опасных для Николсона, поскольку выполнялась без дублёра - Роман Полански задумал снимать Гиттеса крупным планом.

У Фэй Данауэй классический образ la femme fatale, женщины готовой собрать у себя коллекцию из разбитых сердец влюбленных в нее мужчин. В первую очередь она примечательна красотой в стиле «ретро», столь необходимой для фильма, а в остальном эту актёрскую работу нельзя назвать выдающейся. Особенно заметны огрехи в эпизодах где её героиня Эвелин Малрэй должна произносить реплики: медленная запоздалая речь Фэй Данауэй, как признался позже Роман Полански в своей автобиографии не являлась запланированной. Все паузы были обусловлены плохим знанием Фэй своего текста.

Джон Хьюстон воплотивший роль главного антигероя Ноа Кросса - один из основателей и режиссёр лучших лент жанра нуар. Его герою уделено не так много времени, но в те короткие и захватывающие минуты финала ленты дают понять, что он ещё и очень хороший актёр.

Приятным дополнением к звёздному актёрскому трио для меня было увидеть самого Романа Полански в небольшом камео бандита с ножом, калечащего Гиттеса, что соответствует знаменитой хичкоковской традиции обязательного присутствия автора ленты среди героев. Эта реалистичная сцена смотрится на одном дыхании и по сей день, в век компьютерных эффектов и высокотехнологичных киноприспособлений. Единственное что смущает - это чудесная скорость регенерации носа Николсона, наблюдать которую можно только в кино. Тогда, в 70-е в Америке, и в Британии эпизод сочли слишком кровавым и вырезали, а также указывалось на то, что во всей картине слишком много крови. На самом же деле, не считая носа Джека Николсона и короткой сцены в финале, кровопролития в фильме нет.

Гениальная режиссура Поланского, безукоризненный сценарий Тауна, изобилующий идеями сюжет, интересные диалоги и типажи, сгущение красок, запутанная интрига, и таящиеся за внешним спокойствием страшные преступления, - всё это один из самых грамотно построенных детективов о том, как история и границы Лос-Анджелеса определялись человеческой жадностью.

9 из 10

Комментариев нет:

Отправить комментарий