Читатели...

понедельник, 3 августа 2009 г.

На десять минут старше: Труба

О времени 1

Идея проекта «На десять минут старше» принадлежит Виму Вендерсу, впечатлённому советской короткометражкой «Старше на 10 минут», снятой режиссером Герцем Франком и оператором Юрисом Подниексом в 1978 году.

«Труба» представляет собой первую часть киноальманаха «На десять минут старше». Короткометражки здесь объединены джазовыми импровизациями. Забегая вперёд стоит сказать, что первая часть конечно снята неплохо, притягательна своей оригинальностью и звёздным режиссёрским составом, но в целом стилистически невыдержанна, оттого «Труба» воспринимается именно как сборник короткометражек, в то время, как вторая часть, «Виолончель», — целостное произведение.

Вим Вендерс в своём интернациональном сборнике новелл об искажениях времени объединил труд финна Аки Каурисмяки, испанца Виктора Эрисе, немца Вернера Херцога, китайца Чена Кайге, американцев Джима Джармуша и Спайка Ли. Итак, посмотрим, что же у них получилось…

«Собаки не отправляются в ад» (реж. Аки Каурисмяки)

Эту новеллу без сомнения можно назвать одной из самых сильных короткометражек сборника. Аки Каурисмяки не изменяет себе: и здесь в десятиминутном отрывке всё то же неспешное повествование, всё тот же взгляд реалиста, всё та же Кати Оутинен в главной роли. Новелла о том, как за десять минут меняется жизнь главного героя, человека без имени.

«Линия Жизни» (реж. Виктор Эрисе)

Мрачная короткометражка об умирающем ребёнке с развязавшейся пуповиной наполнена метафорами и аллегориями. Конечно, на самом деле, новелла о нападении фашистов на Испанию. Работа выполнена на высоком уровне, а крупные планы и чёрно-белая гамма призваны выделить и оставить в сознании зрителя образы, символизирующие близость и неотвратимость беды: разрастающееся на белой простыне кровяное пятно, мирное лицо спящей матери…

«На десять тысяч лет старше» (реж. Вернер Херцог)

После монохромной ленты Эрисе перед глазами зрителя, во всей красе, предстают джунгли Амазонии. У Вернера Херцога получилась оригинальная, снятая в псевдодокументальной манере, картина о туземцах, попавших из каменного века прямиком в наше время. Это ещё одна из сильнейших новелл альманаха.

«Интерьер. Трейлер. Ночь» (реж. Джим Джармуш)

Очень слабо. Возможно я плохой знаток минималистичной философии Джармуша, но в этой (в очередной раз чёрно-белой) короткометражке разглядел лишь нелепую режиссёрскую халтуру. Сюжет про измученную съёмками актрису выглядит по крайней мере бессмысленно и блёкло, а с предыдущими работами и вообще сравнивать кощунственно.

«Двенадцать миль до Троны» (реж. Вим Вендерс)

У Вендерса получилась очень напряжённая и динамичная короткометражка о десяти минутах между жизнью и смертью. За ответственную работу режиссёра, реалистично показанные галлюцинации героя и глубокий смысл в финале стоит причислить эту новеллу к лучшим в сборнике.

«Нас обокрали» (реж. Спайк Ли)

То ли псевдо- , то ли просто документальная лента Спайка Ли вроде бы должна захватывать своей политической интригой и вплетённым в неё Джорджем Бушем мл., однако пройдя проверку временем, сейчас, в 2009-м, выглядит как скучнейший, не первой свежести, политический анекдот. Ах, если бы Спайк Ли ботинками в Буша кидался…

«Сто цветков скрыты глубоко» (реж. Чен Кайге)

История о мнимом переезде сумасшедшего несёт в себе глубокий смысл и одновременно очаровывает лёгкостью и непосредственностью, однако какое это имеет отношение к теме искажений времени?

На оптимистичной новелле Чена Кайге «Труба» заканчивается. В целом, большинство короткометражек сами по себе удачны, и сними каждый из семи режиссёров свой эпизод отдельно, стоило бы лишь говорить о неповторимом режиссёрском стиле и приёмах, обходя стороной самое основное. Если же рассматривать «Трубу», как единое целое, то Чен Кайге слишком отдалился от темы, Джим Джармуш схалтурил, Спайк Ли теперь малоинтересен, зато остальные выполнили свою работу на «хорошо» и «отлично». К счастью режиссёрам «Виолончели» посчастливилось не повторить ошибок первой части.

7 из 10

1 комментарий: